ХОМО НАУТИЛУС

Не так давно, согласно отчетам авторитетнейшей международной исследовательской компании IDC, появились первые признаки того, о чем давно говорили производители компьютеров: ноутбуки постепенно должны вытеснить настольные компьютеры. Довольно странно, на первый взгляд: ведь ноутбук и настольный компьютер существенно отличаются по цене, да и возможности модернизации ноутбука не столь впечатляющи. Престижность не в счет, поскольку тенденция наметилась как раз в странах с развитой культурой потребления, а не в среде «новых русских». Первая мысль на поверку оказывается правильной: главная причина в главной особенности ноутбука — его мобильности.

Идея мобильности не нова. Расхожая фраза о том, что современную Америку создал автомобиль, имеет под собой все основания. Современная Америка — это, прежде всего, уникальная по сравнению с другими странами мобильность: мобильность капитала, технологий, знаний и, конечно же, людей. Одни переезжают с места на место, повинуясь спросу на рабочую силу и собственному желанию найти место потеплей. Другие проезжают ежедневно десятки километров, чтобы иметь возможность жить там, где хочется, и работать при этом там, где хочется. Гигантские корпорации выносят свои штаб-квартиры в маленькие города. Менеджеры оседлали самолеты и преодолевают сотни километров ради одного совещания (11 сентября немного охладило тягу к перелетам, но это ненадолго).

Индустриальная революция вызвала постоянно растущую потребность в миграции рабочей силы. Автомобиль появился как раз вовремя. Он принес не просто возможность мигрировать, но новое качество жизни — возможность жить за городом, ездить за покупками, путешествовать. Возник целый пласт культуры, связанный с автомобилем.

На смену старой мобильности, созданной автомобилем, — возможности работать в разных точках, сейчас идет новая мобильность — возможность работать в любой точке. Эта новая мобильность создана постиндустриальными технологиями — портативными компьютерами, мобильной связью и Интернетом.

Технологии мобильности охватывают сегодня весь спектр задач и ситуаций. Беспроводные локальные сети могут полностью преобразовать офис компании. Портативные аппараты сбора данных помогают тем, у кого вообще нет офиса. Спутниковая связь и устройства глобального позиционирования позволяют работать хоть в джунглях. Флэш-диски позволяют носить все свои данные в кармане, работая с ними на любом компьютере.

Возникает интересная ситуация: свои средства производства человек практически носит с собой. В этой ситуации особенно остро ощущается главная истина постиндустриальной эпохи: основное средство производства у человека — это его голова.

Создав новое качество жизни и новые возможности работы, индустриальная революция разрушила многие барьеры, которые ей мешали. Фигурально выражаясь, автомобиль смёл с исторической сцены остатки феодализма. К сожалению, не всегда и не везде. Например, наша страна, будучи вполне развитой индустриальной державой, лишь совсем недавно формально отменила феодальную по сути традицию — прописку (а сколько лет пройдет, пока формальная отмена превратится в фактическую?). Другие традиции доиндустриальной эпохи — например, кумовство, клановость власти — отменить указом невозможно.

Новая мобильность постиндустриальной эпохи также входит в противоречие с реалиями предыдущих эпох. Становятся ненужными огромные конгломераты офисов — теперь контора может располагаться и в пригороде. Парадоксально, но офис вообще может быть не нужен — сотрудники виртуальной компании могут работать и дома (да хоть в разных городах). Становятся не нужны перелеты — их заменят видеоконференции. Примеров можно привести массу. Вопрос в другом: мы легко можем предсказать технические изменения, которые несет с собой новая мобильность. А социальные?

Описать множество таких изменений в рамках этой статьи было бы невозможно. Я попытаюсь предсказать только одно. Автомобиль сделал ненужной прописку, что же сделают ненужным компьютер с Интернетом? Мой вариант ответа: выборы. Да-да, именно те выборы, на которые вы ходили (или не ходили) всего за пару дней до выхода в свет этого журнала. С помощью новых технологий каждый гражданин, где бы он ни находился, имеет возможность моментально высказать свою точку зрения по любому вопросу (если она у него есть). В этой ситуации, не устарели ли наши методы представительской демократии, вызванные к жизни индустриальной эпохой — тогда нарождавшейся, а сегодня постепенно уходящей? Если референдум можно будет проводить хоть раз в неделю, причем практически бесплатно для государства — не пора ли подумать о возврате к прямой демократии афинского полиса? Конечно, сегодня это фантастика. Конечно, ряд проблем уйдет в прошлое — безответственность депутатов, возможности коррупции. Зато на их месте возникнут новые проблемы — например, невиданные возможности манипулирования общественным мнением. Но это уже тема другого разговора.

(Опубликовано в журнале CHIP, №4/02)