КРЕПОСТЬ ДЕРЖИТ ОБОРОНУ

В январском номере хочется говорить о самом главном. Какая тема будет в наступающем году самой злободневной? Интернет и государство? Экономическая свобода для развития информационных технологий? Борьба с кибертерроризмом? Электронное правительство?

Сегодня наша тема — профессиональное образование. Что будет знать и уметь следующее поколение? Сможет ли закрепить то хорошее, что сумели сделать мы, и преодолеть то плохое, с чем мы в свое время не смогли справиться? Короче, соответствует ли сегодняшний университет требованиям времени? И каковы эти требования?

Университет по своей природе должен быть весьма консервативен. Ведь его задача — сохранять и передавать знания, ценность которых непреходяща, учить следовать проверенным временем методикам и великим авторитетам прошлого.

А перечитайте-ка еще раз предыдущий абзац. Так ли все это верно в нашу эпоху информационной революции, глобализации и прочих постиндустриальных прелестей? Увы, нет. Знания, как и любой продукт, имеют ограниченный жизненный цикл. И, что самое жуткое, жизненный цикл знаний все время сокращается — и нередко уже короче, чем жизненный цикл иного доцента.

Практические знания и навыки устаревают на порядок быстрее, чем теоретические. Один мой знакомый банкир гордится тем, что умеет пользоваться логарифмической линейкой (правда, он не хуже управляется с компьютером). Я думал спросить: умеете ли вы, читатель, ею пользоваться? Но, похоже, лучше спросить: видели ли вы ее когда-нибудь «живьём»?

Уходит в прошлое традиционная экономика массового производства. Меняется мир вокруг нас, меняется социальная структура и структура власти современного общества, меняются горизонты времени. Рушатся авторитеты, исчезают артефакты и становятся пустым звуком знания прошлого. Однако мало что меняется в современном университете (мы говорим сейчас о нашем отечестве). Созданный в средневековье для сохранения и накопления знаний, для передачи традиции и защиты великих авторитетов минувшего, — он все еще остается таким средневековым заведением.

Но есть вещь, еще более непривычная для традиционного университета, чем даже устаревание знаний и падение авторитетов. Эта вещь — исчезновение монополии на истину. Раньше для любой проблемы был единственно верный подход. Теперь же — множество взаимоисключающих точек зрения, и все они одновременно верны, но каждая — лишь в какой-то степени. Представляете, какой это удар по средневековому образу мысли?

Перечень вызовов, которые сегодняшний день бросает университету (читай: системе образования), можно продолжить. Это и глобальная конкуренция наций, и информационная перенасыщенность жизни, и «демографический взрыв наоборот» (глобальное старение белой расы, к которой относится большинство читателей), и постоянный стресс, и новые угрозы безопасности.

Каких же специалистов должен выпускать современный университет? Можно лишь вкратце перечислить набор требований к современному высшему образованию, которые должны существенно поменять лицо (и изнанку) наших университетов, если мы хотим занять не последнее место в вышеупомянутой глобальной конкуренции наций.

  1. Современный профессионал должен уметь учиться всю жизнь, понимая, что университетские знания устаревают очень быстро, — его должны этому научить.
  2. Обществу и экономике нужны очень разные специалисты — в отличие от более-менее стандартных («штампованных») специалистов индустриальной эпохи. Значит, образование должно быть более персонализированным и разнообразным.
  3. Современный профессионал не может владеть любой необходимой ему информацией — но он должен знать, где ее найти. Значит, его нужно специально учить не захлебнуться в потоке информации.
  4. Децентрализация и делегирование полномочий приводят к тому, что профессионал должен быть самостоятельным и ответственным. Значит, вместо системы подавления собственного «я» должна быть система его развития.
  5. Все больше задач приобретают творческий характер — значит, нужно учить творческому подходу. Грубо говоря, учить писать, а не читать. Учить играя — ведь игра из всех человеческих проявлений ближе всего к творчеству.
  6. Новая социальная ответственность усиливает требования к тому, чтобы профессионал обладал твердыми моральными принципами. Основам научат родители — но глубины должен дать университет.

Индустриальная эпоха, с ее механистическим подходом ко всем сферам жизнедеятельности, принесла взгляд на образование как на нечто такое, что «производится» преподавателем и «потребляется» учеником. Эта эпоха кончилась. Образование должно быть более разнообразным и вовлекающим, более практичным и соединенным с практическим трудом, более растянутым во времени. Тогда мы имеем шансы перейти от того, что досталось нам в наследство от средневековья, к тому, что нам не стыдно будет передать дальше.

Не зря, не зря М.М.Жванецкий предлагал в консерватории что-то поменять…

(Опубликовано в журнале CHIP, №1/04)