ДОЛИНА НАШЕЙ МЕЧТЫ

Выражение «Силиконовая долина» слышали все. Это самое большое в мире скопление крупных и малых, опытных и начинающих хай-тек компаний, расположившихся практически сплошной застройкой в долине к югу от Сан-Франциско. Менее широко известно, как и почему она образовалась. Почему Силиконовая долина расположена именно там, а не, например, под Киевом? И что нужно было бы сделать, чтобы, фигурально выражаясь, филиал ее обосновался в наших краях?

История Силиконовой долины начинается не с банков, бирж и венчурных фондов — она начинается с университетов. Еще в 30-е годы профессор Стенфордского университета Фредерик Терман, которого называют «отцом долины», призывал своих студентов создавать «учебные» предприятия, чтобы испробовать на практике полученные знания. Говорят, одним из побудительных мотивов Термана было остановить систематическую миграцию лучших выпускников (ничего вам не напоминает?) из слаборазвитой тогда Калифорнии на восточное побережье. Среди тех, кто создавал новые компании в гаражах и общежитиях, были, например, Вильям Хьюлетт и Дейвид Паккард (1939 год). Оригинальный университетский опыт привлекал исследователей и профессоров, и в середине 50-х Терман уговорил переселиться в Калифорнию Вильяма Шокли, одного из открывателей полупроводников. Критическая масса накапливалась постепенно, и в 1957 году появилась компания Fairchild Semiconductor, ставшая прародительницей всех современных гигантов микропроцессорной индустрии. Дальнейшая история (вплоть до Интернет-бума на рубеже тысячелетий), заслуживающая отдельной книги, известна достаточно подробно.

Другим «приводным колесом» Силиконовой долины были фондовые опционы. Крошечные компании, созданные энтузиастами, не имели денег для оплаты наемных работников и расплачивались с ними акциями. Простота организации акционерного общества, оформления акций на сотрудников, продажи акций на бирже — всё это сделало акции вполне ликвидной, как говорят финансисты, формой оплаты. (В связи с этим вспоминается, как не имевшие денег на зарплату советские предприятия позднеперестроечного периода расплачивались с сотрудниками нереализованной продукцией — например, настольными лампами. Лучше уж опционами.) Кстати, корпоративные скандалы с Enron и прочими привели к принятию в США законов, которые чрезвычайно затрудняют и удорожают возможности создания акционерных обществ — эксперты Силиконовой долины из-за этого прочат ей скорый закат.

Третьим фактором возникновения феномена Силиконовой долины стал более низкий, по сравнению с другими видами доходов, налог на доходы с капитала (проще говоря, на доходы от операций с акциями). Получать оплату опционами и торговать акциями стало более интересно. Рынок оживился, и на него направились значительные, а затем и сумасшедшие деньги. Сегодня совокупная рыночная стоимость компаний Силиконовой долины превышает триллион (!) долларов.

Четвертым важнейшим фактором стало американское законодательство об интеллектуальной собственности. Предпринимателям и финансистам интересно вкладывать деньги в разработку новых технологий лишь тогда, когда они уверены, что их не украдут. Для этого нужен не только недвусмысленный закон, но и беспристрастный, компетентный суд, и поэтому роль американских судов в создании Силиконовой долины неоценима. 10 из 20 самых инновационных городов США, по оценке Wall Street Journal, находятся в крошечной Силиконовой долине. В одном только Сах-Хосе только в прошлом году было выдано 3867 патентов.

Пятым краеугольным камнем Силиконовой долины стала недвижимость. В 1951 году был основан Стенфордский индустриальный парк, представлявший собой группу небольших производственных зданий, сдававшихся по сравнительно низкой цене. Если бы не этот фактор, в Долине не появились бы ни отделения крупных компаний с восточного побережья, ни многочисленные новые бизнесы, выросшие из масштабов гаражей и общежитских комнат.

Изучение феномена Силиконовой долины позволяет сделать вывод: дело не в деньгах и не в технологиях. И то, и другое сами приходят туда, где есть питательная среда. Университеты (сегодня только в Долине их пять, и еще пять в радиусе пары часов езды), биржа, дешевая комфортная недвижимость, честный суд и прозрачная налоговая система. Вот простой набор «Сделай сам» для создания инновационной площадки мирового класса. И начинать нужно с университетов (еще М.М.Жванецкий советовал вначале в консерватории что-то поменять). Минимальный объем знаний в области экономики, менеджмента, маркетинга — без этого студент технического вуза не может выходить в современную жизнь.

Читайте нас в следующем году — мы расскажем о правилах для начинающих хай-тек предпринимателей, о командной игре в новой экономике и о других скрытых пружинах силиконовых долин. Их Долины — и нашей будущей Долины.

(Опубликовано в журнале Hi-Tech PRO, №12/06)