ЗАКАТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ?

Пользуетесь ли вы регулярно всеми функциями вашего мобильного телефона? Наверняка нет. Функциональность мобильного телефона явно избыточна по отношению к потребностям пользователей, и это плохой признак. Вы платите деньги за функции, которые вам не нужны, – не исключено, что без них телефон был бы существенно дешевле. С другой стороны, производители уже не знают, что бы еще такое вам предложить. Вначале главным в их компании был инженер-электронщик — от него зависело качество связи и многое другое. Потом лидерство перешло к программисту: новые приложения, улучшенный интерфейс. И теперь главным стал дизайнер: достигнув примерно одинакового качества и функциональности, производители вынужденно превратили телефон в модный аксессуар. Это всё равно как если бы мы покупали автомобиль только за его дизайн, не обращая внимания на проходимость, расход бензина и тому подобное, поскольку у всех автомобилей эти показатели были бы одинаковыми.

Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий в последние 15 лет привело к тому, что сегодня они предлагают массу возможностей, в которых нет реальной потребности. Недалеки от истины злые языки, утверждающие, что новые приложения изобретаются, чтобы загрузить избыточные мощности процессора и память, а вовсе не наоборот. Навязчивая реклама, придумывание новых странных потребностей, создание искусственной моды, частая смена технологических стандартов и привлечение излишнего внимания к не самым страшным проблемам (типа «проблемы 2000 года») – яркие признаки растущей конкуренции не только внутри глобальной индустрии ИКТ, но и между ИКТ и альтернативными способами потратить деньги потребителя. Причем многие проблемы, на решении которых сконцентрированы усилия отрасли, она сама себе создала (например – спам и безопасность сетей). Автомобилисты шутят: «Автомобиль позволяет мне всё успевать. Вот и сегодня я успел купить новую резину, поменять масло, проверить выхлоп, оплатить гараж – как бы я всё это успел без машины?»

В то время как потребительский рынок ИКТ постепенно всё более насыщается, выход на мировую арену производителей из Юго-Восточной Азии приводит к еще большему падению стоимости передачи, хранения и обработки информации, и без того постоянно снижающейся. Как утверждают эксперты по китайской экономике, недалек тот день, когда автомобиль будет стоить $1000, а компьютер – $100. Это позволит иметь компьютер хоть в каждой комнате вашей квартиры, но не даст производителям прибыль, достаточную для новых технологических прорывов.

Остается надежда на то, что с насыщением потребительского рынка силы ИКТ-индустрии будут переброшены на разработку и внедрение новых производственных технологий. Однако со временем это перестанет влиять на качество и стоимость производимых товаров. Готовы ли вы заплатить вдвое за более качественный йогурт? Вряд ли, он и так неплох. Можно ли дальше снижать себестоимость йогурта? Уже незначительно. Технологии, в том числе и информационные, влияют на успех бизнеса в широких пределах, но эти пределы рано или поздно оказываются достигнуты.

Итак, приходит ли индустрия ИКТ к своей точке насыщения? Возможен ли закат информационно-коммуникационных технологий? Если кто-то не верит, что такое возможно, вспомните исследования космоса. С ними связывались величайшие надежды и тревоги человечества, там свершалось соперничество сверхдержав и были достигнуты величайшие технологические прорывы. Сегодня космосу больше нечего предложить людям, кроме двух-трех прикладных технологий типа коммуникационных спутников и спутников тотального слежения. Мегапроекты (пилотируемый полет на Марс, города на Луне, заводы на орбите) умерли, оставшись никому не нужными, а тщеславие быть причастными нынче тешат страны второго и третьего эшелона. Космосом интересовались все – а теперь только узкий круг специалистов. Человечество, наигравшись с этой игрушкой, отбросило ее в сторону.

Неужели эта перспектива ждет глобальную индустрию ИКТ? Проанализировав грустные истории предыдущих великих игрушек человечества — космоса, а до того великих географических открытий – мы придем к выводу: они были центром всеобщего внимания (добавим: и инвестирования, и престижа, и прибыли) только до тех пор, пока создавали новые рынки. Экстенсивный рост («еще мощнее, еще быстрее, еще дешевле») однажды заканчивается. Рано или поздно были открыты все материки и острова. Рано или поздно все космические технологии нашли воплощение на земле, а разработка новых осталась невостребованной. Рано или поздно в каждой комнате и в каждом кармане будет по компьютеру, и они уже не смогут стать дешевле, а мощнее – будут не нужны. Сумеет ли индустрия ИКТ создать новые рынки и перейти на новый виток роста – подумайте сами, а мы к этой теме еще вернемся.

(Опубликовано в журнале Hi-Tech PRO, №8/07)